Проблемы растут
Внутри идеального шторма.
И что-то грядет.
Эксперты говорят, что сегодня человеческая цивилизация оказалась внутри «идеального шторма». Так называют совокупность взаимно усиливающихся глобальных трендов, каждый из которых может обернуться кризисом или даже катастрофой. В итоге вероятность негативного сценария возрастает.
В теории это должно подталкивать нашу цивилизацию к поиску коллективного консенсуса. Должны усиливаться стремления к принятию общечеловеческого соглашения, которое снизит риски цивилизационного апокалипсиса.
На практике мы наблюдаем нарастание конфронтации по всем фронтам и разломам. Количество негативных трендов увеличивается.
Идеальный шторм затягивает человеческую цивилизацию в свою пучину. Риски постоянно возрастают.
Многие эксперты надеются, что это неизбежное обострение перед очередным мировым переделом. Обострение, обусловленное желанием противоборствующих сторон занять за столом будущих переговоров выгодные места. Желанием получить перед очередным переделом мира максимально выгодные стартовые позиции. А вот после передела мира уровень конфронтации снизится.
Дай Бог, чтобы это было именно так.
Рассмотрим наиболее значимые факторы и сложившиеся тренды текущего времени и тренды, которые только проявляются. А также их взаимосвязи и роли в процессе формирования идеального шторма.
Слабая готовность некоторых регионов Земли к преобразованиям. По данным ЮНЕСКО, на планете насчитывается более 750 млн безграмотных людей. Проживают они в основном в странах Африки, Азии и Латинской Америки. Лишь каждое пятое государство юридически гарантирует бесплатное среднее образование.
Прежде чем говорить о высоких материях цивилизационного развития, цифровой трансформации государства, экономики и общества, в этих странах нужно решать обычные вопросы жизнедеятельности социальной сферы, и в первую очередь — сферы образования. Попытки в этих странах заменить традиционное образование компьютерными технологиями, предпринятые 15 лет назад, благополучно провалились. Колониальное наследие, особенно в странах Африки, долгое время не оставляло им шансов на нормальное развитие.
Сегодня ООН, благотворительные фонды и некоммерческие организации строят планы, как решить эту проблему. Называются сроки — к2030 году. Но если в ближайшем будущем произойдет разделение планеты на региональные зоны, то ситуация изменится. Значение глобальных проектов будет падать. Положительное влияние сотрудничества региональных зон будет возрастать. Китайской экономической зоне будет выгодно подтянуть образовательный уровень потребителей их товаров, например, в обмен на природные ресурсы.
Возрастающая роль глобального Юга и Востока. Россия с каждым годом все активнее изменяет зависимость от Запада на полноценный суверенитет. Ее военная мощь, которую неожиданно для западных партнеров смогли восстановить после развала СССР, не позволила США безоговорочно доминировать в мире в XXI веке. Реализацию концепции «золотого миллиарда» пришлось отложить.
Китай, который планировалось сделать подчиненным сборочным цехом для западных технологий, в результате превратился в технологического гиганта. Его модель государственного капитализма во многих вопросах экономического развития оказалась эффективнее чисто рыночных механизмов западных стран.
С опорой на технологический потенциал и экономические возможности Китая стали развиваться и другие страны, которые традиционно относят к глобальному Югу и Востоку. В отдельных случаях интенсивному развитию некоторых стран помогали США и другие страны Запада, которые искали новых кандидатов на сборочные цеха.
Доля ВВП стран Запада постоянно уменьшается, темпы экономического роста отстают от темпов роста в развивающихся странах. БРИКС превратился в БРИКС+ и становится для развивающихся стран все более привлекательной альтернативой сотрудничеству с Западом. Подробную статистику, которая это подтверждает, легко найти в открытых источниках Интернета.
Последнее время активнее начинают бороться с колониальным наследием страны Африки. Неспособность Запада вести боевые действия одновременно в разных регионах способствует этим процессам. Начинать новую войн у в странах Африки, стремящихся к суверенитету, ни США, ни Франция не готовы. Вот и приходится им выводить воинские контингенты, о чем раньше не было и речи.
Эти процессы носят двойственный характер. В плане цивилизационной устойчивости они носят положительный характер. Но одновременно эти процессы провоцируют теряющих власть глобалистов на применение инструментов, которые приводят к региональным катаклизмам и коллапсам. А так как действия часто выходят из-под контроля планировщиков, региональные катаклизмы и коллапсы могут быстро перейти на глобальный уровень.
Социальное неравенство, расслоение на бедных и богатых. Этот фактор проявляется в нескольких плоскостях. Во-первых, до последнего времени увеличивался разрыв по уровню жизни между успешными в экономическом плане странами и странами отстающими. Во-вторых, увеличивается разрыв между богатыми и бедными внутри стран. Речь уже идет о постепенном исчезновении среднего класса — гордости западного мира.
Проблем здесь несколько.
Во-первых, растет социальная напряженность. Она обостряется в силу повышенного максимализма поколения, родившегося в XXI веке. Ее усиливают миграционные потоки молодого пассионарного населения глобального Юга и Востока. Напряженность искусственно усиливается на разных уровнях, в первую очередь ангажированными СМИ.
Во-вторых, элитарный образ жизни усилиями цифровых СМИ и ли деров мнений возводится в культ, точнее будет называть этот образ жизни псевдо- элитарным. Чтобы ему соответствовать, люди погружаются в пучину закредитованности. Невозможность выплатить кредиты вызывает стрессы, усиливает социальную напряженность.
В-третьих, сегодня элитарные лидеры глобалистов перестают маскироваться и все чаще выдают на публику человеконенавистнические тексты. Одиозными сегодня стали имена лидера и основателя Всемирного экономического форума Клауса Шваба и его советника Юваля Харари. Суть их публичных заявлений проста. Людей стало слишком много, большинство из них бесполезны, ч то-то с этим нужно делать.
Все три проблемы негативно влияют на настроение большинства людей, психологически готовят их к конфликтным сценариям будущего. В таких условиях трудно говорить о цивилизации, построенной на моделях сотрудничества, взаимопонимания, мудрости.
Сокращение рабочего времени, формирование «праздного класса». О том, что работать в будущем люди будут меньше, говорят практически все эксперты и футурологи. Промышленные роботы сокращают занятость во многих отраслях. Роботы в качестве обслуживающего персонала способны сократить занятость в сфере услуг. Генеративные нейросети (ChatGPT и многочисленные аналоги) уже сейчас заменяют многие интеллектуальные операции, и не только рутинные. Последние версии GPT o1 и GPT o3 претендуют на активное участие в решении исследовательских задач в самых разных научных направлениях.
Работы, которую целесообразно поручить людям, будет все меньше. Рассказы о большом количестве новых специальностей и новых рабочих мест доверия не вызывают. Да, сейчас во всем мире существует дефицит квалифицированных инженерных кадров. Но это проблемы мотивации людей и деградации образования. Как их решать — отдельный вопрос.
Свободного времени у людей со временем будет больше. Здесь возникает несколько проблем. Во-первых, работающих людей нужно приучать к правильному отдыху. Свободное время должно стать для них источником счастья, а не стресса. Во-вторых, нужно думать о том, чем занимать вообще не работающих людей. К сожалению, их будет много. Армейская мудрость гласит: «Солдат без занятия — потенциальный преступник». В армии с проблемой бороться научились. Как бороться с бездельем в мирной жизни — вопрос, пока еще никем не решенный.
Увеличение продолжительности жизни. Постепенное увеличение продолжительности жизни наблюдается давно. Кроме этого, увеличивается средний возраст, в котором люди готовы и хотят вести активный образ жизни, работать.
Это значит, что на рынке труда будет все больше пожилых людей. Активные, прошедшие специальные тренинги и научившиеся жить в VUCA-мире, с опытом работы, они будут выигрывать борьбу за лучшие рабочие места у молодежи.
Понятно, что многие не смогут конкурировать с молодежью в скорости адаптации. Многие с удовольствием воспользуются выходом на пенсию для начала новой жизни, при условии, что общество обеспечит ее финансирование. В последнее время это вызывает большие сомнения, так как пенсионные фонды могут стать основными пострадавшими в надвигающемся мировом экономическом кризисе.
Таким образом получаем еще один вклад в идеальный шторм.
Нарушение экологического баланса на планете. Одна из наиболее понятных и реальных угроз существования человеческой цивилизации. Модная тема. Тема, по которой общественное сознание легко поддается манипуляциям. Для конструктивного разговора важно понимать, что ситуацию можно разрешить всего несколькими способами.
Первый вариант — резко сократить количество жителей планеты. Например, при помощи управляемой ядерной войн ы. В многополярном мире такой вариант уже не пройдет.
Второй вариант — резко сократить уровень потребления. Зачем менять смартфон каждый год, если он способен прослужить 5–7 лет. Пока мы живем в мире традиционного капитализма, вариант нереалистичен. Компании все делали, делают и будут делать для того, чтобы уровень и скорость потребления возрастали. Особенно сейчас, когда новых территориальных рынков практически не осталось и вся надежда на новые товары (новые версии старых товаров).
Третий вариант — перейти к технологиям, не разрушающим, а сберегающим экосистему. Над ним усиленно работают международные организации, национальные правительства, частный бизнес. Успехи пока весьма сомнительны.
Пока не решена проблема достаточных источников возобновляемой энергии, все эти пляски — в большей степени игра на публику. Хуже будет для цивилизации, если под лозунгами «зеленой экономики» к власти придет экологический фашизм, реализующий первый вариант, — сокращение потребителей.
За глобалистов на этом поле будут играть экологические энтузиасты- активисты. Поэтому у борцов за ветряные мельницы нужно в первую очередь вырабатывать системное и критическое мышление. Современные Дон Кихоты, лишенные адекватного понимания реальности и вооруженные цифровыми технологиями, могут натворить много удивительных вещей на благо цивилизационного апокалипсиса.
Риски неконтролируемой инновационной деятельности. Есть та кой стереотип об ученом мире. Если можно провести какой-нибудь эксперимент, даже если риски катастрофы высоки, обязательно найдется группа ученых, которая этот эксперимент проведет.
Есть еще одна поговорка. Что бы русские ни делали, получается автомат Калашникова. Но это про всех, не только про русских. Американцы начали с атомной бомбы, а не с атомной электростанции. И ракеты сначала сделали для доставки атомных бомб, а уже потом для полетов в космос. Поэтому любая идея, которую можно применить для совершенствования вооружения, будет реализована. И русскими, и американцами, и китайцами, и индусами, и всеми остальными.
Из сказанного вытекает печальный вывод. Риски того, что результаты инновационной деятельности приведут к катастрофе, увеличиваются одновременно с ростом объемов этой деятельности.
Последствия цифровой трансформации окружающего мира. Можно сетовать на эти процессы, бороться с ними, искать в них конспирологические или религиозные подтексты. Можно делать вид, что все замечательно, а угрозы не стоят выеденного яйца.
Мы, взрослые, с этим уже живем. Наши дети погружены в цифровой мир еще глубже. Что будет с их детьми, нашими внуками, — сложно представить. Единственный правильный подход — смотреть на ситуацию со всех сторон. Искать пути, которые при максимальном результате дают минимальные отрицательные побочные эффекты. Об этом многие истории нашего исследования.
