История 22. Цифровые профили, или камень у развилки

Многие знания

Многих печалей причина.

Прав Соломон.

В отличие от дискуссий вокруг социального рейтинга, искусственного интеллекта, виртуальной реальности или генетических исследований, обсуждение цифровых профилей носит более ожесточенный характер. Это объясняется следующими причинами.

Во-первых, это настоящее, а не перспектива завтрашнего дня. Накопление сведений о конкретных людях, многофакторная обработка таких сведений, принятие на этой основе решений давно уже реальность.

Во-вторых, проблемы, связанные с цифровыми профилями, касаются сегодня всех. Мы сталкиваемся со сбором личной информации постоянно. При получении кредита или банковской карточки, приеме на работу, обслуживании в поликлинике, обучении в школе или университете, покупке в Интернете или в магазине.

В-третьих, накопление персональных данных раздражает многих людей. Мы не идеальны в самых разных смыслах. Не хотим и не умеем отказываться от привычек. Нам не хочется, чтобы наши недостатки и проблемы стали публичными.

В-четвертых, большинство людей верят в могущественных хакеров и не верят в защиту от них. Защита от профессионального взлома информационных систем и баз данных требует больше ресурсов, чем сам взлом. Генеративные нейросети способны расширить инструментарий злоумышленников.

В-пятых, многих людей пугает, что им откажут в покупке товаров и получении услуг традиционными способами. Принципиальные противники цифровизации до последнего времени могли ее избегать. Сегодня это получается не всегда, завтра станет еще сложнее. Вот они и протестуют.

В-шестых, внедрение цифровых профилей приводит к серьезному элитному конфликту. На одной стороне цифровой бизнес, дающий государству необходимые налоги, цифровые услуги самого государства. На другой — государственные служащие, в первую очередь из силовых структур и судебных инстанций, чьи персональные данные требуют дополнительной защиты.

Дискуссии ведутся на разных уровнях. В парламентах, правозащитных организациях, на корпоративных совещаниях, по вечерам — на кухнях. Но это напоминает басню о слоне и Моське. Моська заливается лаем, путаясь под ногами слона. Слон невозмутимо и неуклонно идет по улице.

...

поделиться в: