История 20. Нейросети ущербные и всемогущие

Нейронные сети

Решают любую задачу.

Но только одну.

История искусственного интеллекта (ИИ) как нового научного направления начинается в середине XX века. К этому времени для работ над ИИ сложился ряд предпосылок. Среди философов давно шли споры о природе разума человека и процессе познания мира. Нейрофизиологи и психологи разработали ряд теорий о работе человеческого мозга и мышления. Экономисты и математики занимались оптимизацией расчетов и представлением знаний о мире в формализованном виде. Зародилась теория алгоритмов. Были созданы первые компьютеры.

Скорости вычислений ЭВМ оказались больше человеческих. В ученом сообществе закономерно начались дискуссии о границах возможностей компьютеров. Сразу возник вопрос: «Способны ли вычислительные машины достигнуть уровня развития человека?» Искусственный интеллект, который сравним с человеческим, стали называть сильным ИИ. Если техническое решение способно было решать отдельные задачи, присущие человеку, его стали называть слабым ИИ.

В 1950 году один из пионеров в области вычислительной техники, английский ученый Алан Тьюринг пишет статью под названием «Может ли машина мыслить?». В ней он описывает процедуру, получившую название теста Тьюринга. До недавнего времени считалось, что она позволит определить момент, когда машина в плане разумности сравняется с человеком. Генеративные нейросети опровергли применимость теста Тьюринга для ответа на заданный в статье вопрос.

Исследованиям в области искусственного интеллекта уже более 70 лет. Долгое время они оставались на периферии общественной жизни. Людей волновал один вопрос — когда компьютер обыграет в шахматы чемпиона мира. В 1997 году компьютер Deep Blue в шести партиях победил Гарри Каспарова (лицо, признанное иностранным агентом на территории РФ), интерес к ИИ угас.

Системы распознавания образов, построенные на сложнейшем математическом аппарате, давали слишком много ошибок. Программы, способные делать логические выводы и решать задачи в рамках некоторой системы аксиом и правил вывода, оказались чрезвычайно громоздкими. Программируемые нейросети в те годы практического применения не находили и походили на забавные игрушки.

Практическое применение получили экспертные системы, которые также относили к искусственному интеллекту. Нашли небольшую нишу компьютерные системы распознавания естественного языка и перевода с одного языка на другой.

В классификацию ИИ входят еще гипертекстовые системы, базы знаний, системы контекстной помощи и некоторые другие. Хотя более правильное название — «интеллектуальные информационные системы» или «системы с интеллектуальным интерфейсом». Тот же Интернет — это огромная гипертекстовая распределенная система. Но даже к слабому ИИ отнести Интернет сложно.

Вернемся к ходу событий. Равнодушие общественности к искусственному интеллекту наблюдалось до 2010 года. Потом оно вдруг сменилось взрывообразным ростом интереса. Все вокруг заговорили о том, что искусственный интеллект и нейронные сети — это не просто тренд. Это революция на рынке труда, страшная угроза для многих профессий, это возможность наконец построить общество изобилия, это гигантский шаг на пути к сильному ИИ.

...

поделиться в: