За Землю давно уж ведется борьба,
Мозги развивать — это наша судьба!
Почему разговор об образовании в XXI веке стоит начинать со времен, отстоящих от нас на десятки тысяч лет? Когда вместо письменности у людей была наскальная живопись. Когда устная речь сводилась к нескольким сотням слов. Ответ простой, хотя и не совсем очевидный.
Человеческий мозг формировался эволюцией миллионы лет. Человек разумный, анатомия которого практически не отличается от нашей с вами, появился несколько сотен тысяч лет назад. Десятки тысяч лет вели кочевой образ жизни охотники-собиратели.
Пятнадцать тысяч лет назад в разных уголках Земли начали появляться постоянные поселения, человечество осваивало сельское хозяйство. Зарождалась письменность. Начиналась эпоха Древнего мира, когда люди стали говорить об образовании как о самостоятельном явлении.
Историки спорят о точных датах, но для нашего исследования они не важны. Главный вывод — мозг первобытного человека физиологически не отличается от мозга современного человека. В нем уже были заложены возможности, необходимые для успешной адаптации к непростым условиям кочевой жизни и к борьбе за ограниченные ресурсы.
Сложившаяся в те далекие времена практика подготовки и воспитания маленьких первобытных людей опиралась на эти возможности. Методы обучения шлифовались тысячелетиями и определялись образом жизни.
Мозг человека был ключевым оружием в эволюционной борьбе. Накопление опыта и целенаправленное обучение стали важными конкурентными преимуществами нового вида homo sapiens. Выживали те, кто лучше воспринимал обучение и быстрее приспосабливался к окружающему миру. Их потомки сегодня строят небоскребы, запускают в космос ракеты и разрабатывают искусственный интеллект.
Считается, что расселение человека разумного по планете началось из Африки примерно 200–300 тысяч лет назад. О точных сроках ученые спорят до сих пор. Следов от тех далеких времен практически не осталось. Как первобытные люди воспитывали своих детей, можно только строить предположения. Основываясь в том числе на наблюдениях за шимпанзе и другими человекообразными обезьянами. Но стоит помнить, что мозг первобытного человека более развит, чем мозг современных обезьян.
Несколько предположений об обучении в те далекие времена все-таки сделаем. И найдем им применение в цифровом мире.
Первобытные дети быстро вовлекались во взрослую жизнь. Думаем, что критерием являлось освоение ребенком ходьбы, мелкой моторики и примитивной речи. Уже к пяти годам детей привлекали к работам в племени. Значит, эволюционно человек готов к ответственности с этого возраста. Если мы не хотим потеряться в цифровом мире, образование должно это учитывать.
Вряд ли кто-нибудь в первобытном племени уговаривал детей участвовать во взрослой жизни. И вряд ли к то-то терпел их непослушание после определенного возраста. Не хочешь — заставим, не можешь — научим. Эта современная армейская догма появилась сотни тысяч лет назад в первобытном обществе. Эволюционное преимущество получали те, кто раньше входил во взрослую жизнь.
Человеческая цивилизация вступает в цифровую эпоху эволюционного выживания. Поэтому, возможно, сегодня нужен возврат к этим не самым демократическим догмам.
Первобытные дети, которые интеллектуально выделялись среди сверстников способностью участвовать во взрослой жизни, получали преимущество. Авторитетные лидеры племени наверняка ставили их в пример и поощряли. У них было больше шансов выбиться в элиту племени. Соответственно, больше шансов оставить потомство. Сообщества, которые вели такую «образовательную политику» получали конкурентное преимущество.
Элитарность образования, основанную на интеллектуальных качествах, цифровому миру придется принять и развивать.
Расселение человека разумного по планете на первых порах проходило в относительно благоприятных обстоятельствах. Природные условия, богатые возможности для охоты и собирательства, низкая численность позволяли тысячелетиями «жить по-старому». Приспосабливаться к окружающему миру было несложно. Жизнь племени практически не менялась, как не менялись методы и инструменты воспитания подрастающего поколения. Для интеллектуального развития и накопления знаний внешней мотивации не было.
Далее в жизнь первобытных людей вмешались два фактора. Около 100 тысяч лет назад на Земле начался ледниковый период. Количество расселившихся по Земле людей к этому времени увеличилось. Племенам пришлось вступать в конкуренцию за ресурсы со своими соседями.
Эти два фактора способствовали развитию образовательной политики, описанной выше. В усилившейся борьбе за выживание накопление опыта и обучение становились для первобытных людей все более важным фактором. Запустилась спираль, которая 15 тысяч лет назад привела к новому этапу развития человеческой цивилизации.
На переход от первобытных долговременных стоянок к постоянным поселениям первых земледельцев потребовалось несколько десятков тысяч лет. По нынешним представлениям, спираль эволюции раскручивалась черепашьими шагами. Но в сравнении с предыдущими периодами человечество развивалось семимильными шагами.
Что можно предположить о доминирующей образовательной политике тех времен? Вот несколько соображений.
В большей степени стал цениться культ физической силы.
В благоприятной природной среде охота и собирательство приносили племени сопоставимые результаты. Быть великим охотником в окружении стада антилоп почетно, но не принципиально. Женщины с детьми тоже обеспечивали продовольственную безопасность. С ухудшением природных условий и усилением конкуренции с соседями сильные мужчины стали цениться больше. Их воспитание и физическая подготовка становились целенаправленными.
Это приводило к постепенному выделению в племенах силовой и интеллектуальной элиты. Шаман и его ученики, вождь с самыми сильными воинами занимали почетные ниши в жизни племени. Занимали они свои ниши и в образовательной политике племени.
Шаманы отвечали за накопление, сохранение и передачу опыта, который помогал в борьбе за выживание. Они способствовали развитию речи, увеличению словарного запаса. Из интеллектуально способных детей отбирали себе учеников. Основным способом сохранения и передачи знаний становилось устное творчество.
Вождями становились люди, сочетающие в себе физическую силу, целеустремленность, агрессивность. Эти первые пассионарии отвечали за подготовку молодых воинов. В такой подготовке сочетали развитие физической силы и ловкости, сообразительности и способности к командным действиям, бесстрашие. Для развития умственных и духовных качеств привлекалась интеллектуальная элита племени. Предположим, что именно подготовка воинов в позднем первобытном обществе вобрала самые передовые приемы и практики обучения и воспитания. В том числе — первые приемы коллективного обучения.
Скорее всего, в позднем первобытном обществе в элите племени стала выделяться третья составляющая — административная. Воины во главе с вождем охотились и воевали с соседями. Шаманы беседовали с потусторонним миром и занимались вопросами духовной жизни племени. Планировать текущую деятельность многочисленных женщин и детей им было не интересно. Потом стало не по статусу. Поэтому к то-то должен был взять на себя ответственность за оперативное управление. Так появились первые менеджеры и зародилась математика.
Воинов и учеников шамана обучали с детства.
Для первых коллективное обучение становилось нормой. Тогда же появились первые экзамены — испытания для молодых охотников и воинов. Только после их прохождения мужчина становился полноценным взрослым. Неразумным ребенка переставали считать в пять-семь лет, нагружая работой, обучением и ответственностью.
Шаман учеников отбирал среди интеллектуально развитых детей. Обучение носило характер индивидуального наставничества. Его содержание и форматы от остального племени скрывались. Ореол таинственности — краеугольный камень религиозного воспитания и обучения, даже в те далекие времена.
Будущих первобытных менеджеров никто специально не отбирал, не обучал и не воспитывал. Они выделялись сами уже во взрослом возрасте. Как правило — из постаревших воинов, отличавшихся интеллектом и повышенной ответственностью.
Еще одной составляющей образовательной политики первобытных племен были авторитетные женщины. На них ложилась ответственность за обучение детей неразумного возраста, за подготовку к жизни членов племени женского пола. Основной формой обучения первобытных девочек были личный пример и последующая практика.
Что нам дает этот короткий экскурс в прошлое человечества?
На первобытных детей очень рано возлагалась ответственность. Свою полезность соплеменникам они должны были доказывать в возрасте, когда их современные сверстники заканчивают детский сад. Первобытные дети, которые были на это не способны, эволюцией отбраковывались. Прекрасная идея заботиться о детях и их правах, как можно дольше ограждая от ответственности, противоречит эволюции человека.
В первобытном обществе доминировали два стимула к обучению. Первый — это непререкаемая воля старших. Оспорить ее, уклониться от выполнения было невозможно. Второй — конкуренция за лучшее место под солнцем. Лучшие охотники и воины, самые умелые женщины, просто сообразительные люди получали в племени материальные привилегии, признание соплеменников, больше возможностей для продолжения родя. Племена, в которых царили равноправие и демократия, скорее всего, не существовали. А если где-то появлялись, быстро проигрывали в конкурентной борьбе соседям.
В первобытном обществе существовали зачатки научно-технического прогресса. Человек придумал колесо, лук и стрелы и много других, менее известных изобретений. Можно предположить, что прогресс двигали первобытные люди, для которых важен был третий стимул обучения — любознательность.
Их было немного, и этому есть эволюционное объяснение. Вряд ли изобретатели колеса и других полезнейших новшеств получали при жизни признание соплеменников. Скорее, они были чудаками, которые плохо вписывались в традиции племени. Не самые лучшие кандидаты для продолжения рода в первобытном обществе.
Резюме. Тысячи лет назад первобытные люди стали доминирующей силой на Земле. Победу в конкурентной борьбе обеспечил мозг — инструмент, которым эволюция наградила человека за успехи. Помогала выжить и преуспеть образовательная политика, адекватная задачам, стоящим перед первобытными людьми.
