Как в природе, так и в государстве, легче
изменить сразу многое, чем что-то одно.
Фрэнсис Бэкон
В феодальном обществе роль государства в жизни большинства простых людей была минимальна. На повседневную жизнь крестьян основное влияние оказывал феодал, которому принадлежала земля. В городах, где концентрировались ремесленники, большинство вопросов решалось местным самоуправлением.
Общественное сознание всех сословий в значительной степени находилось под контролем церкви, которая выступала в роли морального арбитра в житейских делах, в том числе хозяйственных. Авторитет церкви и ее независимость от органов государственной власти позволяли адресовать свои наставления не только простым смертным, но и правителям государств.
В XV веке в Западной Европе началось постепенное разложение феодализма, появлялись и укреплялись ростки нового общественного строя – капитализма. Эти процессы совпали по времени с эпохой Великих географических открытий, в ходе которой европейцы открывали новые земли и морские маршруты в Африку, Америку, Азию и Океанию. Благодаря этому начал быстро расти поток поступавших в Европу драгоценных металлов, новых товаров, открывались новые рынки сбыта для зарождавшейся европейской промышленности.
Все это повышало роль монархов и их правительств, способствовало укреплению национальных государств Западной Европы. Укрепление национальной государственности приводило к перераспределению ролей между государством и церковью. По мере своего усиления государственная власть все больше подчиняла своим целям хозяйственную деятельность. Для этого она обращалась к национальным интересам, которые стали основанием новой экономической политики – меркантилизма.
Меркантилизм (от лат. mercantile – торговый) – термин, который в начале XVII века ввел в оборот французский драматург Антуан де Монкретьен. Меркантилизм – это не экономическая теория в полном смысле этого слова. Это в большей степени система требований-рекомендаций, которые меркантилисты предлагали европейским правительствам для проведения жесткой экономической политики, направленной на защиту национальных интересов.
Эпоху господства меркантилизма принято делить на два этапа:
ранний меркантилизм (XV век – 1-я половина XVI века);
поздний меркантилизм (2-я половина XVI века – XVII век).
Представители раннего меркантилизма (который тогда еще так не назывался) главным считали поддержание в государстве положительного денежного баланса. Так как под богатством они понимали только золото и серебро, то в их рекомендациях основными были административные меры по удержанию в стране драгоценных металлов.
Основные рекомендации в период раннего меркантилизма:
необходимо всесторонне ограничивать импорт товаров, в первую очередь за счет установления на них высоких цен;
вывоз золота и серебра из страны должен караться суровыми наказаниями, вплоть до смертной казни;
в целях удержания денег в стране суммы, вырученные за импорт, должны тратиться на покупку местных товаров.
Такой подход ранних меркантилистов к государственной экономической политике можно объяснить двумя соображениями. Во-первых, в этот период торговля между странами находилась в зачаточном состоянии и, как правило, была инициативой частных лиц. Во-вторых, страны средневековой Европы только начали переходить от ремесленного производства к мануфактурному и излишков товаров для международной торговли практически не имели.
Поэтому к богатству ранние меркантилисты причисляли золото, серебро и деньги из этих металлов. Эту разновидность меркантилистской политики иногда называют «бульонизмом» (от англ. bullion – золотой слиток). В сочинениях бульонистов, которых было немало и в более поздние времена, торговля зачастую сводилась к своего рода битве за золото. Вот что писал один из них:
Всегда лучше продавать товары, чем их покупать, так как первое приносит выгоду, а второе убыток.
По мере развития мануфактурного производства и расширения торговых связей между странами взгляды меркантилистов стали трансформироваться. Неизменной оставалась главная цель – защита экономических интересов национального государства. Однако способы ее реализации потребовали более адекватного подхода, который учитывал новые обстоятельства.
Поздние меркантилисты противопоставили концепции положительного денежного баланса концепцию активного торгового баланса, которая предполагала, что экспорт должен преобладать над импортом. Чтобы достичь активного торгового баланса, они предлагали своим правительствам следующие рекомендации:
осуществлять протекционистскую политику, всемерно защищая интересы национальных производителей и торговцев;
все добытые в стране природные ресурсы следует использовать для собственной переработки, поскольку стоимость конечных товаров выше исходного сырья;
снимать жёсткие ограничения по импорту товаров при сохранении в стране активного торгового баланса (преимущество отдавать импорту сырья и товаров, подлежащих последующей обработке; запрещать импорт товаров, которыми страна сама себя обеспечивает);
разрешить вывоз золота и серебра для осуществления выгодных торговых сделок, посредничества, покупки товаров дешевле в одной стране и продажи их дороже в другой;
завоевывать внешние рынки сбыта благодаря относительно дешевым товарам, а также получать контроль за внешними источниками сырья, вести активную внешнюю политику.
Представители позднего меркантилизма пришли к пониманию того, что успешное ведение внешней торговли напрямую зависит от экономического положения внутри страны. Поэтому их ведущей идеей стал протекционизм, который как важнейший элемент государственной экономической политики сохранился до наших дней.
Как обычно, в новом деле не обходилось без курьезов. В Англии, например, в XVI веке два дня в неделю запрещалось есть мясо. Это был «экономический пост» для развития национального рыболовства. Веком позже для поддержки английской суконной промышленности появилось предписание погребать покойников в шерстяном платье.
Трансформировалось отношение к копаниям, которые занимались импортом. Во времена раннего меркантилизма они подвергались осуждению за нанесение ущерба своим странам. В дальнейшем по мере развития торговли и освоения колоний европейские государства инициировали создание крупных акционерных торговых компаний, занимающихся как экспортом, так и импортом.
В 1600 году была создана Английская Ост-Индийская компания, которая получила от английского правительства огромные привилегии для торговых операций с Индией и в Индии. Компания сыграла ключевую роль в британской колонизации Индии и некоторых других стран. В XVII веке подобные крупнейшие акционерные компании создавали Голландия и Франция. С их помощью заселялись и осваивались колониальные владения этих стран в Америке и Африке, велась торговля с другими странами.
Сначала поддержанием активного торгового баланса предполагалось заниматься на уровне торговых отношений с каждой конкретной страной. Однако идея оказалась несостоятельной и важный теоретический шаг сделал крупнейший представитель английского меркантилизма Томас Ман. Он был одним из руководителей Английской Ост-Индской компании, которая в торговле с Индией устойчиво имела пассивный баланс. Томас Ман ввел понятие общий торговый баланс страны, резонно полагая, что дефицит в торговле с одними странами вполне может компенсироваться профицитом с другими.
Еще один важный теоретический шаг был сделан в вопросе о смысле увеличения притока денег в страну. Ранее поступавшие в страну средства в первую очередь накапливались в казне. Зрелый меркантилизм не отказался от идеи, что богатство страны определяется притоком в нее денежного металла. Однако связывал этот приток с необходимостью за его счет стимулировать рост производства и тем самым содействовать процветанию нации.
Интересная трансформация произошла с отношением меркантилистов к количеству граждан в стране и их благосостоянию. Они всегда считали, что одной из важнейших задач государства, является стимулирование роста численности населения. Это объяснялось двумя основными причинами.
Во-первых, богатство страны напрямую зависит от количества людей, вовлеченных в хозяйственную деятельность, что вполне логично и закономерно. Во-вторых, избыточное количество людей на рынке труда позволяет держать низкой заработную плату, снижая издержки производства и повышая конкурентоспособность продукции.
Неудивительно, что меркантилисты долгое время считали желательным, чтобы население было одновременно многочисленным и бедным. Обе цели казались вполне совместимыми и не противоречили мнениям, преобладающим в высшем обществе, к которому относились меркантилисты.
Эти мнения укладывались в несколько тезисов. Простой народ склонен к праздности и только крайняя нужда может заставить его работать. Богатые склонны к расточительству или жадности. Первое для экономики полезно, второе – вредно, так как сбережения отвлекают деньги из обращения.
Однако со временем к наиболее прозорливым меркантилистам приходило понимание, что внутренний спрос – это не только и не столько спрос богатых, ведь бедного населения гораздо больше. Знаменитый писатель Даниель Дефо, автор романа «Робинзон Крузо» и по совместительству представитель позднего меркантилизма писал:
...если заработная плата низкая и жалкая, такой же будет и жизнь; если люди получают мало, они смогут мало и тратить и это сразу скажется на торговле; от того, становятся ли доходы выше или ниже, будет расти или падать богатство и мощь всего королевства. Ибо, как я сказал выше, все зависит от заработной платы.
Появилось осознание важнейшего механизма рыночной экономики. Рост и кругооборот доходов приводит к росту внутреннего спроса, который стимулирует экономический рост.
В развитии Западной Европы меркантилизм сыграл важнейшую прогрессивную роль. Во-первых, он подготовил условия для Первой промышленной революции, которая началась в Англии в середине XVIII века. Во-вторых, позволил ведущим странам Европы надолго захватить экономическое лидерство за счет ускоренного промышленного развития. В-третьих, создал предпосылки для формирования полноценных экономических теорий, которые пришли ему на смену.
Вопрос для любознательных. Если меркантилизм такой прогрессивный, то почему страны Европы отказались от него и перешли формированию и развитию свободных рынков?
