История 4. Зарождение капитализма и политэкономии

Капитализм — «не твёрдый кристалл», а организм,

способный к превращению и находящийся

в постоянном процессе превращения.

Карл Маркс

Зарождение в Европе первых ростков капитализма относят к XIV-XV векам. Связывают эти процессы в первую очередь с технологическими прорывами, распространением мануфактурного способа производства и развитием торговли.

В основных отраслях промышленного производства были значительно усовершенствованы орудия труда и технология производства.

Значимый прогресс наблюдался в добывающей и обрабатывающей отраслях. Новое оборудование позволяло строить более глубокие шахты и разрабатывать недоступные ранее пласты. В металлургической промышленности горны увеличивались и усложнялись, был найден способ получения стали и железа из чугуна, который в основных чертах сохранился до сегодняшнего дня. В металлообработке были усовершенствованы молоты, приводимые в движение силой воды. Появились сверлильные станки, станки для производства листового железа и металлической проволоки.

Сдвиги в технологии наблюдались в текстильном производстве, которое в то время было самой распространенной промышленной отраслью. Появился горизонтальный ткацкий станок, значительно изменилась техника сукноделия, получило развитие производство шелковых и хлопчатобумажных тканей. Началось производство бумаги и книгопечатание, часов и других приборов точной механики.

Развивались средства перемещения, что особенно было заметно в строительстве торговых судов для дальних путешествий. Массовое распространение огнестрельного оружия привело к революции в военном деле, в результате которой утратили свое значение рыцари и феодальные дружины.

Технологически развивалось сельском хозяйстве. За счет осушения болот и корчевания лесов значительно увеличилась площадь пашни. Начался переход к более совершенным системам земледелия, расширилось применение удобрений, увеличилось количество сельскохозяйственного инвентаря.

Все это меняло облик Западной Европы.

Возросла производительность труда, увеличился объем выпускаемых промышленных товаров. Увеличился удельный вес той части продукции земледелия и животноводства, которая предназначалась для продажи и обмена. Вместе с ростом товарности промышленности и сельского хозяйства расширялся внутренний рынок, быстро увеличивается производство товаров на внешний рынок. Начала формироваться специализация стран в отдельных видах хозяйственной деятельности.

Важными представителями элиты становились купцы.

Меркантилизм, о котором шла речь в предыдущей истории, наилучшим образом соответствовал этим процессам. Он отражал интересы национальных государств Западной Европы в лице их правителей и зарождающегося класса владельцев капитала, которые в эти времена в основном относились к торговому сословию.

Интересный исторический факт. Наибольших успехов в эти и последующие времена добилась Англия, в которой аристократическое происхождение и занятие торговлей не противоречили друг другу, а считались вполне гармоничным сочетанием. В отличии, например, от Франции, где противоречия между аристократией и зарождающейся буржуазией способствовали Великой Французской революции.

Экономическая политика, которую назвали меркантилизмом, базировалась на нескольких основаниях. Одно из этих оснований – протекционизм – оказалось предельно прочным Протекционизм с успехом сопровождал развитие капитализма на всех его этапах, вплоть до недавней тарифной войны 47-го американского президента Дональда Трампа, которую он объявил практически всему миру. Другие основания показали свою несостоятельность и были успешно разрушены последующим поколением экономистов – представителями классической политэкономии.

Термин политическая экономия (далее – политэкономия) впервые употребил тот же самый француз, который ввел в обиход термин меркантилизм – Антуан де Монкретьен. Он был не экономистом, а драматургом и политическим публицистом. Одна из его публицистических работ называлась «Трактат о политической экономии», где термин появился и в дальнейшем прижился.

Термин политэкономия использовался от эпохи Просвещения примерно до конца XIX века. С конца XIX века в обиход вошел термин экономическая наука, и в большинстве стран употребление термина политэкономия как обобщенное название для экономических теорий прекращается. Термином продолжали пользоваться марксисты. В СССР в вузах раздельно изучали политэкономию социализма и политэкономию капитализма. Сегодня термин иногда используют, когда хотят подчеркнуть связь экономики, политики и социологии.

На первых этапах политэкономия понималась в духе меркантилизма – как система взглядов и рекомендаций, объясняющих и определяющих участие государства в экономической деятельности. По мере развития капитализма акценты стали смещаться, но термин уже прижился. Экономисты во главе с Адамом Смитом, пришедшие на смену меркантилистам, разработали первую экономическую теорию, которую стали называть классической политэкономией.

Какие же основания меркантилизма не прошли проверку временем? Как проходило их переосмысление?

Настоящим богатством меркантилисты считали только золото, серебро и монеты из этих благородных металлов. Задачей государства они считали всемерное накопление этих богатств в национальных границах. Производство промышленной и сельскохозяйственной продукции, торговля этой продукцией с внешним миром считались важными только в том смысле, что способствовали притоку настоящего богатства в страну. Этой задаче были подчинены и другие политико-экономические меры, в том числе – протекционистские.

Заложенные в этой концепции коренные противоречия наглядно показал друг Адама Смита шотландский философ Дэвид Юм. Вот цепь его рассуждений, впечатляющая своей простотой и логичностью.

Богатство в меркантилистском смысле (золото, серебро, монеты) можно назвать обобщенным словом деньги. Уровень цен определяется в том числе количеством денег в стране (этот простейший тезис лег в дальнейшем в основу количественной теории денег). Чем денег больше, тем цены на один и тот же объем товаров становятся больше. Неважно, с чем связан рост денежной массы – с активным торговым балансом или с добычей благородных металлов. Меркантилисты активно поддерживали оба источника.

Рост денежной массы и повышение цен неизбежно приводят к росту заработной платы. Заработная плата – это один из основных источников издержек производства. Как следствие – повышается себестоимость и снижается конкурентоспособность отечественных товаров. Импортные товары относительно дешевеют, экспорт объективно сдерживается неблагоприятной конкурентной средой.

В итоге это сказывается на платежном балансе, который становится пассивным. Пассивный платежный баланс – это отток денег из страны. Ситуация начинает развиваться в противоположном направлении. Внутренние цены снижаются, конкурентоспособность страны растет, товарный баланс снова становится активным. Платежный баланс улучшается, приток денег в страну возобновляется...

Эта песня хороша, начинай сначала.

Аргументация Юма продемонстрировала тщетность меркантилистской политики, нацеленной на постоянное привлечение денег в страну. Такая политика неизбежно вступала в противоречие с объективными экономическими процессами и приводила к проблемам в масштабах государства. И работа Юма была одной из первых попыток описания механизма саморегулирования в экономике.

Вторая проблема меркантилизма связана с его отношением к товарному производству. Во-первых, промышленные товары, продукция сельского хозяйства и даже земля настоящим богатством не считались. Меркантилисты рассматривали их как важные инструменты, протекционистскую политику вели не только в интересах купцов, но и в защиту национальных производителей. Но не более. В политических процессах производители, в отличии от крупных купцов, значимой роли сначала не играли.

Ситуация стала меняться с развитием мануфактурного производства. Мануфактура – предприятие, основанное на ручном труде наёмных работников, где существует разделение труда на отдельные производственные операции. Разделение труда позволяло относительно легко масштабировать размеры производства при том, что выпускаться могла достаточно сложная продукция. Владельцы крупных мануфактур становились значимыми фигурами в западноевропейских элитах.

Постоянное и достаточно быстрое расширение производства по составу и объему выпускаемой продукции формировало сложный внутренний рынок. Наиболее дальновидные исследователи экономической жизни переключались на его изучение, уделяя внешней торговле значительно меньше времени, чем это делали меркантилисты.

Экономисты новой волны отказали деньгам в исключительной ценности, но при этом считали их важнейшим элементом экономической жизни – «смазкой для экономики». Они разделили деньги на обычные деньги, используемые в рамках накопления и товарообмена, и на капитал – деньги, которые направлялись на развитие промышленного и сельскохозяйственного производства. Изучение видов и свойств капитала заняло в классической политэкономии ведущее место.

Представители классической политэкономии считали, что нужно отказаться от главного основания меркантилизма - существенного влияние государства на экономику. По их мнению, нужен свободный рынок, на котором государство должно установить определенные правила и больше не вмешиваться. Правила должны ограничивать обман, манипуляции, монополии, но не запрещать свободное движение товаров и капиталов.

Интересен один из аргументов, который стали приводить критики меркантилизма. Протекционистские меры против импорта часто приводят к встречным аналогичным мерам, а это приносит ущерб национальным производству и торговле. Свободный рынок в перспективе гораздо выгоднее для страны, чем закрытая от чужаков национальная экономическая зона.

Вопрос для любознательных. Почему большинство ключевых представителей классической политэкономии – англичане?

поделиться в: