История 12. Экономические эксперименты и успехи СССР

Из всех ценных капиталов, имеющихся в мире,

самым ценным и самым решающим капиталом являются люди.

Иосиф Сталин

Обсуждая конкуренцию экономических идей в первой половине XX века, невозможно обойти стороной экономические идеи, эксперименты и успехи большевиков, которые пришли к власти в 1917 году. На руинах Российской империи они построили не менее величественное государство – Союз Советских Социалистических Республик, которое долгие годы успешно противостояло коллективному Западу, являлось ориентиром для многих развивающихся стран.

Критики марксистской политэкономии, коммунизма и социализма, плановой экономики считают классическим примером двадцатилетнюю экономическую деградацию позднего СССР и его распад в 1991 году. При этом они не любят говорить о десятилетиях, когда после тяжелейшей Гражданской войны страна преодолела отсталость и разруху, сделала стремительный промышленный рывок, победила в Великой Отечественной войне и первой вышла в космос.

Совершить это, опираясь на абсолютно нежизнеспособную экономическую теорию, невозможно. Поэтому попробуем разобраться в социально-экономических условиях и причинах, которые обеспечили Советскому Союзу лидирующее место на мировой арене.

В 1918-1921 годах во время Гражданской войны Советская власть проводила политику военного коммунизма. Она была направлена на концентрацию человеческих, промышленных, сельскохозяйственных ресурсов для борьбы с идеологическими врагами.

Суть политики военного коммунизма состояла в государственной монополии на основные сельхозпродукты, насильственном отъеме хлеба у крестьян (продразверстка), тотальной национализации всей промышленности, крайней степени централизации управления экономикой, использовании армии в народном хозяйстве, запрете частной торговли, трудовой повинности населения, свертывании товарно-денежных отношений.

Политика военного коммунизма помогла Советской власти победить в Гражданской войне. Она же к 1921 году привела страну к социально-экономическому коллапсу, который способен был похоронить в экономических руинах молодую Советскую республику.

Вместо ожидавшегося архитекторами военного коммунизма невиданного роста производительности труда произошло её резкое падение. В 1920 год производительность труда сократилась, в том числе вследствие массового недоедания, до 18 % от довоенной. Столь же резким стал спад в сельском хозяйстве. Вследствие полной незаинтересованности крестьян увеличивать в условиях «военного коммунизма» посевы, производство зерновых к 1921 году упало по сравнению с довоенным в два раза.

Принятый курс на «отмирание денег» на практике привёл к фантастической гиперинфляции. Полностью провалился эксперимент по организации в 1920—1921 годах трудовых армий. Первая трудовая армия по словам ее командарма Льва Троцкого показала «чудовищно низкую» производительность труда. Лишь 10—25 % её личного состава занимались трудовой деятельностью как таковой. Массовое дезертирство к весне 1921 года окончательно вышло из-под контроля.

Лидер большевиков и председатель Совета народных комиссаров Владимир Ленин был прагматичным политиком с гениальным чутьем. Он понимал, что установление диктатуры пролетариата и продолжение мировой революции под большим вопросом, что необходимо приоткрыть крышку кипящего котла, чтобы он не взорвался.

Весной 1921 года на съезде партии Советская власть объявила о переходе к Новой экономической политике (НЭП). Большевики понимали, что придется отказываться от некоторых идеологических и социально-экономических догм и на первом этапе хотели обойтись минимальными отступлениями.

По результатам съезда была отменена продразверстка – главная мера военного коммунизма, раздражающая крестьянскую Россию. Насильственный отъем хлеба сменился приемлемым для крестьян продовольственным налогом. Крестьянские восстания пошли на спад, в крестьянских хозяйствах появились излишки сельскохозяйственной продукции. Но в стране не было условий для товарно-денежных отношений – они были разрушены за годы военного коммунизма.

Мнения в руководстве партии большевиков разделились. Ленин понимал, что для восстановления разрушенной страны придется идти на дальнейшие уступки рыночным отношениям. Вот что он говорил в конце 1921 года:

Новая экономическая политика означает … переход к восстановлению капитализма в значительной мере. В какой мере – этого мы не знаем…уничтожение развёрстки означает для крестьян свободную торговлю сельскохозяйственными излишками … Крестьяне составляют гигантскую часть всего населения и всей экономики, и поэтому на почве этой свободной торговли капитализм не может не расти…

Ленин утверждал, что это отступление – временное, что оно необходимо для подготовки экономических условий, без которых коммунистическое общество построить невозможно.

Троцкий считал, что отступать нельзя и нужно переносить пожар пролетарской революции в другие страны. В августе 1921 года, когда НЭП начал набирать обороты, он пессимистически заявил, что теперь «дни Советской власти сочтены», и «кукушка уже прокуковала».

Большинство в партии под влиянием авторитета вождя поддержало позицию Ленина, и Новая экономическая политика стала проникать в разные сферы народного хозяйства Советского государства.

По сравнению с царскими временами у многих крестьян увеличился земельный надел и, соответственно, возросло благосостояние. Принятые меры привели к тому, что уже на второй год удалось собрать урожай в 75 процентов от довоенного уровня. На показатели 1913 года страна вышла к 1925 году.

В 1924 году была завершена денежная реформа, в результате которой рубль стал свободно конвертируемой валютой. Экономическая либерализация благотворно повлияла на отрасли, ориентированные на рынок: сферу обслуживания, торговлю, пищевую и легкую промышленность. Тяжелая промышленность оставалась в руках государства, но в мелких и средних предприятиях контроль перешел к частникам. В страну привлекались иностранные инвестиции, которые оформлялись как концессии – коммерческие предприятия, получавшие права на использование природных ресурсов, инфраструктурных объектов. НЭП породил и новую буржуазию –нэпманов. К 1926 году их число вместе с семьями составляло более 2 миллионов человек.

После смерти Ленина в партии большевиков началась жесткая борьба за власть. Ее ход и содержание интересны и поучительны, но лежат за пределами нашего исследования. Важно, что к 1928 году Иосиф Виссарионович Джугашвили (Сталин) вышел из этой борьбы единоличным победителем, прочно закрепив за собой статус «продолжатель дела Ленина».

В отличии от своих оппонентов он вовремя сумел отказаться от идеи «перманентной мировой революции» и стал отстаивать возможность построения социализма в отдельно взятой стране. Гениальные организаторские способности, хорошее понимание интересов и психологии людей, трезвая оценка проблем и возможностей Советского государства, железная воля, работоспособность и харизма позволили ему взойти на вершину власти. Как сказал великий советский писатель Михаил Шолохов: «Да, был культ… Но была и личность!»

НЭП решил важнейшую тактическую задачу – были сняты социально-экономические проблемы и противоречия, грозившие разорвать страну в новой междоусобице. Но не была решена одна из главных задач, которую сформулировал Ленин. Не удалось сделать промышленный рывок, развить крупную промышленность, превратить советскую экономику из аграрной в индустриальную.

Сталин отлично понимал, что в условиях капиталистического окружения война со странами Запада неизбежна. Он также понимал, что аграрная страна в этой войне обречена на поражение. Поэтому в конце 1927 года на очередном съезде было объявлено о том, что страна переходит к пятилетнему плану превращения СССР из аграрной в индустриальную страну с централизованной плановой экономикой.

В стране начинался новый этап, подробно и интересно описанный в книге «Кристалл роста» коллектива авторов под руководством Александра Галушко. Книга вышла в 2021 году и является наиболее адекватным исследованием экономического феномена, который продемонстрировал СССР в 1929-1955 годах.

Авторы «Кристалла роста» избегали крайних оценок и идеологических штампов, которые доминировали в работах апологетов и критиков сталинской эпохи. Они старались объективно разобраться в причинах уникального экономического рывка, который совершил Советский Союз за двадцать пять лет после НЭПа. Книга написана увлекательно, содержит богатый фактический материал. Безусловно рекомендуем ее нашим читателям.

Лейтмотив книги – объяснение небывалых темпов и продолжительности экономического роста в СССР в 1929-1955 годах. В эти годы среднегодовые темпы экономического роста составляли 13,8%. Более двадцати лет подряд (без учета 1941-1945 годов) ВВП страны рос темпами, которые сегодня считаются недостижимыми.

Многолетний рост экономики Китая схожими темпами называют сегодня «китайским экономическим чудом». О «советском экономическом чуде» долгое время говорить было не принято. Сначала на великого предшественника навешали ярлыки свои же – с подачи Хрущева на одиозном XX съезде партии коммунисты дружно стали развенчивать культ личности. После развала СССР критиковать сталинскую эпоху стало так же модно, как превозносить достижения Запада.

Сталинская эпоха – безусловно жесткое время, где перепутались светлые и темные страницы, трудовой героизм и бытовая подлость, безудержный энтузиазм и злопыхательство. Книга «Кристалл роста» - сильный шаг в восстановлении справедливости, по крайней мере, в экономическом аспекте.

Приведем наиболее значимые факторы, которые выделяют авторы «Кристалла роста» в качестве причин экономического рывка СССР в 1929-1955 годах.

В основу была положена модель опережающего развития предложения. Основной задачей провозглашалось создание новых и модернизации существующих отраслей и производств. Это должно было привести к увеличению доходов и внутреннего спроса. В этой модели предложение опережает и определяет спрос, а не наоборот.

Ядром модели является индустриализация – организуемый государством централизованный перевод экономики в новый технологический уклад, ядром которого стали электрификация страны и создание базовой инфраструктуры (помним знаменитую фразу Ленина: «Коммунизм – это есть Советская власть плюс электрификация всей страны»). На последующих этапах особое внимание уделялось развитию военно-промышленного комплекса.

Индустриализация основывалась на тщательно проработанных планах, которые, в свою очередь, опирались на целенаправленное изучение и достоверную оценку имеющихся естественных производительных сил: природных ресурсов и источников энергии. Подходам к планированию в книге «Кристалл роста» уделяется особое внимание.

Для индустриализации нужны были технологии, значительная часть которых в СССР просто отсутствовала. И здесь положительным фактором для СССР стала Великая депрессия. Она помогла целевым образом привлекать из стран Запада, в первую очередь – из США, технологии и высококлассных специалистов, оставшихся без работы. На первых этапах в СССР за золото приобретались и перевозились готовые производственные линии и даже целые заводы.

Огромное внимание уделялось кадровому обеспечению экономического рывка. СССР в те годы был страной реальных равных возможностей. Доступ к образованию получили огромные массы людей. Потеряв во время Гражданской войны и послевоенные годы существенную часть интеллектуальной элиты, СССР в 1930-годы создал по многим направлениям научные школы, не уступающие научным школам западных технологических лидеров. Школьное образование в СССР вышло на лидирующие позиции в мире.

Очень трудно, с многочисленными перегибами, проходила коллективизация, в ходе которой раскулачивались крепкие хозяйственники-индивидуалисты и создавались коллективные хозяйства (колхозы и совхозы). Но это был наиболее быстрый путь к массовой механизации сельского хозяйства, к использованию современной агрохимии, иных передовых сельскохозяйственных технологий.

Государством поддерживалась предпринимательская инициатива в форме артелей, кустарей, личных приусадебных хозяйств. Обеспечивалась быстрая регистрация, благоприятные административные условия, доступное финансирование, налоговые льготы и иные меры поддержки. Это помогало поддерживать на рынке потребительское разнообразие продуктов питания и товаров массового спроса. Интересный факт, подтверждающий это. Во время Великой Отечественной войны Ферапонт Головатый, помимо работы в колхозе разводивший пчел и продававший мед, передал заводу деньги на постройку самолета для армии.

При организации производства широко использовались современные методы организации труда. Оплата труда за результат, а не за потраченное время. Соревнования между предприятиями, трудовыми коллективами, работниками за лучший вклад в достижение целей развития. Материальное стимулирование отличившихся в таких соревнованиях. Распространение лучших экономических, организационных, технологических и иных практик, рождающихся в результате соревнований.

И последний, возможно, самый важный фактор. В эти годы коммунистическая идеология обеспечила удивительную сплоченность и энтузиазм большинства граждан Советского Союза вокруг решения масштабных задач. Осваивались новые территории. Рекордными темпами строились заводы, фабрики и целые города. Развивалась наука. И за всем этим сегодня, по прошествии десятилетий, мы видим народ, готовый к великим свершениям.

Готовность к великим свершениям – наверное, самое ценное, что мы потеряли за годы развитого социализма 70-80-х годов, дикого капитализма 90-х. И до сих пор не сумели снова найти, хотя положительные тенденции присутствуют.

Когда, как и почему СССР потерял темпы развития, а вместе с ними и шансы на победу в конкуренции с Западом, попробуем разобраться в одной из следующих историй.

Вопрос для любознательных. По какому пути пошло бы развитие СССР и мира, если бы в партийной борьбе победил Троцкий?

поделиться в: