История 10. Великая депрессия – никто подобного не ждал

Сегодня в Америке мы ближе к окончательной победе над бедностью,

чем когда-либо прежде в истории любой страны.

Герберт Гувер

Эти слова произнес в августе 1928 года Герберт Гувер. Через полгода он стал 31-м президентом Соединенных Штатов Америки. Еще через полгода в США стартовал экономический кризис, получивший название Великая депрессия.

В словах Гувера для нас интересны два момента. Во-первых, слова правдивы – экономические успехи США первой четверти XX века впечатляют. Во-вторых, эти слова демонстрируют близорукость и популизм правителей перед лицом грядущих экономических катаклизмов.

Экономисты, занимающиеся исследованиями и анализом этого грандиозного экономического катаклизма, до сих пор не пришли к единому мнению о его причинах. Их оценки часто зависят от принадлежности к тому или иному экономическому направлению. Нам проще – знатоками и сторонниками конкретных концепций мы не являемся, опираться можем только на логику и здравый смысл.

Диспропорции, которые в итоге привели к Великой депрессии, формировались в США не один месяц. И даже – не один год. Рассмотрим те, которые представляются наиболее значимыми.

Производство и денежная масса. Экономический подъем 20-х годов привел к быстрому росту товарного производства, причем в секторах, ориентированных на конечного потребителя. Например, автомобили в США после внедрения конвейерных технологий производились к началу Великой депрессии миллионами. К 1929 году простые американцы управляли уже более чем 26 миллионами машин, по одной машине на каждые четыре человека в стране.

Вместе с тем в США и других развитых странах действовал золотой стандарт, который требовал привязки денежной массы к имеющемуся в стране золотому запасу. Объем денег, которые можно было потратить на покупки, отставал от производства промышленной и сельскохозяйственной продукции. Многие компании, тем не менее, продолжали наращивать производство, зачастую работая на склад. Закладывались масштабные предпосылки для кризиса перепроизводства.

Проблемы сельского хозяйства в США. С самого начала Первой мировой войны в августе 1914 года американские фермеры начали активно поставлять продовольствие на мировой рынок. Они увеличивали сельскохозяйственные площади, за счет механизации повышали урожайность. Количество тракторов в военные годы увеличилось в пять раз. Это было благодатное время для американских фермеров.

После заключения мира в 1918 году европейское сельское хозяйство быстро возвращалось к довоенным объемам. В результате американские фермеры оказались с огромными излишками продукции, а также с долгами, которые они брали на расширение и механизацию своего хозяйства. Фермеры массового разорялись, их поддержка со стороны государства носила до Великой депрессии эпизодический характер, так как противоречила принципам свободного рынка.

Изменения на рынке труда. Они определялись несколькими взаимодействующими факторами. Механизация в промышленности, внедрение конвейерных технологий приводили к росту потребности в низкоквалифицированных рабочих кадрах. Массовая иммиграция из Европы в США во время Первой мировой войны, миграция в крупные города разорившихся фермеров, безработных сельскохозяйственных рабочих из южных штатов обеспечивали эти потребности.

Заработная плата рабочих в промышленности росла, но несмотря на это отмечалась их массовая неуверенность в завтрашнем дне. Эти опасения в годы Великой депрессии оправдались на все 100 процентов – безработица достигла в США беспримерных размеров.

Потребительское кредитование. С надвигающимся кризисом перепроизводства крупные производители и вслед за ними банки стали бороться, развивая потребительское кредитование.

Потребительский кредит или «покупку в рассрочку» первой применила корпорация «General Motors» ещё в 1919 году. Этому примеру последовали другие крупные производители. Накопленные к 1929 году потребительские кредиты стали еще одним фактором, который способствовал превращению заурядного циклического кризиса (как считали многие экономисты в те годы) в Великую депрессию.

Доступные деньги и биржевые спекуляции. Согласно экономическим взглядам того времени, свободные рынки акций отражали экономическую реальность и даже позволяли предвидеть тенденции в производстве товаров и услуг. Приобрести акции перспективной компании – разве могло быть лучшее вложение накопленных средств? Покупка и продажа акций на бирже перед самым началом Великой депрессии стали национальной американской забавой.

Здесь было несколько аспектов, которые нужно учитывать.

На растущем фондовом рынке оптимизм участников зашкаливает. Чрезмерный оптимизм во время игры на бирже – главная причина итоговых финансовых потерь. Чрезмерный оптимизм легко и быстро трансформируется в панические настроения.

За несколько лет до Великой депрессии Федеральная резервная система США снизила процентную ставку до 3,5% и расширила кредитование банков. У банков появился прекрасный бизнес – занимать федеральные средства под 3,5% и выдавать их потом в качестве кредитов на покупку акций пот 10%.

К чудесному бизнесу быстро присоединились крупные корпорации. Накопленные в годы промышленного подъема финансовые средства гораздо интереснее было давать в кредит под 10%, чем с риском инвестировать в развитие производства.

Вишенкой на торте стала хитрая схема кредитования, получившая массовое распространение. Значительная часть денег, предоставленных для покупки акций, проходила через брокеров, которые выдавали участникам рынка кредиты под залог покупаемых акций. При этом в случае падения стоимости акций до определенного уровня, кредитор имел право потребовать немедленного погашения долга.

Схема замечательно работала до октября 1929 года.

В «черный четверг» 24 октября 1929 года фондовый рынок открылся резким падением. За день были проданы рекордные 13 миллионов акций. Тем не менее, когда день завершился, на рынке произошло небольшое восстановление.

В «черный вторник» 29 октября было продано уже 16,4 миллионов акций (этот рекорд продержался 39 лет). Капитализация рынка упала на 10 млрд долларов. В ценах того времени убыток составил около одной восьмой ВВП страны в течение дня. Именно «черный вторник» считается официальным началом Великой депрессии.

Падение фондового рынка продолжалось непрерывно две недели. К середине ноября 1929 года капитализация снизилась на 26 миллиардов долларов – на треть от того, что стоили акции в сентябре.

Однако, как утверждает логика, «вслед за чем-то не значит, что вследствие этого». Большинство исследователей Великой депрессии считают, что биржевой крах осени 1929 года не является причиной глобального экономического катаклизма. Более того, Джон Кейнс, которому посвящается следующая история, утверждал, что «черный четверг» сыграл положительную роль, перенаправив финансовые средства от биржевых спекуляций к продуктивному использованию.

Американская экономическая ассоциация в декабре 1929 года предсказывала восстановление рынков к июню следующего года. К апрелю 1930 года цены на акции восстановили около 20 % от своих осенних потерь. В отличие от предыдущей паники на Уолл-стрит, спустя полгода после краха ни одна крупная компания и ни один банк не обанкротились.

4 марта 1929 года в атмосфере эмоционального подъёма прошла инаугурация президента Герберта Гувера. На президента, являвшегося инженером по образованию, возлагались большие надежды. Американцы ждали от него перестройки и быстрого развития экономики.

Роль Гувера по-разному оценивается историками и экономистами. Кто-то считает, что ему просто не повезло – справиться с Великой депрессией по объективным причинам не смог бы на посту президента США ни один человек. Кто-то указывает на его постоянные колебания между принципами свободного рынка и необходимостью государственного вмешательства.

Экономисты отмечают и явно провальные решения, например, введение запретительных тарифов на импортируемые товары. Эти протекционистские меры ввели для поддержки американских производителей, но они сыграли в итоге против них. Другие страны ввели встречные тарифы, закрыв свои рынки для американских товаров.

В любом случае Герберт Гувер с экономическим кризисом не справился. 8 ноября 1932 года в ходе выборов Гувер получил поддержку выборщиков всего в 6 американских штатах. Великий инженер, триумфально победивший четыре года назад, стал в США «самой ненавистной и презираемой фигурой».

Вернемся в 1930 год к набирающей обороты Великой депрессии. Весенние надежды на стабилизацию экономики после биржевого краха не оправдались. В стране раскручивалась дефляционная спираль – падали цены, за ними падало производство, росла безработица, еще больше снижалась покупательная способность американцев…

В конце 1930 года в банковской системе США начались беспрецедентные события – массовое банкротство банков. Известно, что катастрофа началась в ноябре 1930 года в Национальном банке Кентукки. Затем паника распространилась на дочерние банки в соседних штатах.

11 декабря 1930 года закрыл двери нью-йоркский банк «Bank of United States», что стало крупнейшим банкротством коммерческого банка в истории США. Важным стал психологический эффект. Название банка вводило в заблуждение многих американцев, полагавших, что он является официальным учреждением правительства страны.

Толпы вкладчиков по всей стране бросились забирать из банков свои сбережения. ФРС не смогла погасить панику, и банки сотнями банкротились один за другим. Именно крах банковской системы США современные исследователи считают настоящим началом Великой депрессии, которая быстро перекинулась в Европу.

После Первой мировой войны США стали международным кредитором. Частные американские банки активно одалживали Германии крупные суммы в 1920-х годах. Часть этих средств Веймарская республика использовала для выплаты репараций британскому и французскому правительствам. Те, в свою очередь, использовали их для выплаты своих военных долгов американской казне. Банковский кризис в США выбил из цепочки важнейшее звено – поток американских кредитов. Проблемы начались у Великобритании.

21 сентября 1931 года британское правительство перестало выполнять обязательства по выплате золота иностранцам, отказавшись от золотого стандарта. Вскоре более двух десятков стран последовали британскому примеру. Британский отказ от выплаты золота остановил мировую торговлю, и международная экономика практически перестала существовать. Германия объявила политику национального самообеспечения (автаркии). Объём мировой торговли сократился с 36 миллиардов долларов в 1929 году до 12 миллиардов к 1932 году.

Великая депрессия зашагала по планете.

В США массово закрывались промышленные предприятия. Люди оказались без средств к существованию. Американцы (как простые люди, так и руководство компаний) пытались штурмом брать банки, чтобы взять кредиты. Но банковская система рассыпалась, денег в финансовых организациях не было. Без кредитной поддержки все новые заводы и фабрики останавливали производство и сокращали рабочих.

Кризис затронул всех, даже самых обеспеченных людей. Они больше не могли содержать ни свои дорогие особняки, ни прислугу. Армию безработных пополнили вчерашние горничные, кухарки, личные водители. Представители среднего класса в основной своей массе превратились в нищих. Фермеры столкнулись с тем, что даже скудный товар по символической плате практически никто не покупал. Миллионы людей недоедали, по всей стране проходили «голодные марши».

Странно то, что никакой официальной статистики по смертям в США в этот период не велось, хотя американцы просто помешаны на публикации различных статистических данных. Косвенные сведения с оценкой динамики численности населения в этот период говорят о реальном «голодоморе».

В марте 1933 года президентом Соединённых Штатов стал Франклин Рузвельт. Первые 100 дней правления Рузвельт занимался принятием антикризисных законов. Главной задачей на тот момент было затормозить кризис, который и не думал останавливаться. Программа реформ растянулась до 1938 года.

Главную задачу Рузвельт видел в борьбе с безработицей. Её жертвами стали более 12 миллионов американцев, потерявших работу и средства к существованию, а также их семьи. В качестве решения была разработана общегосударственная программа общественных работ.

Люди получили работу и какие-то деньги. Программа включала возведение общественных зданий, благоустройство национальных парков и заповедников, строительство инфраструктурных объектов – мостов, дорог, гидроэлектростанций. Условия труда были тяжелыми, но многим людям это помогло выжить.

Несколько позже в общественных работах появилось творческое ответвление. Ставились спектакли, устраивались концерты. За работу артистов платили не зрители, а государство.

Главный плюс заключался в том, что на объектах были задействованы люди разных профессий и возрастов. Эти работы стали символом объединения всех американцев перед лицом общей беды. В конце туннеля забрезжил свет.

В 1939 году ситуация в США начала меняться в лучшую сторону. В Европе началась Вторая мировая война, открывшая для американцев путь к быстрому восстановлению. Экономика Штатов сориентировалась и перешла на военные рельсы. За семь военных лет Соединенные Штаты Америки стали мировым экономическим лидером.

Великая депрессия закончилась, пришло время победителей.

Вопрос для любознательных. Почему никто из экономистов не смог предсказать Великую депрессию?

поделиться в: