История 16. Маргарет Тэтчер, Рональд Рейган и их политика

Никто бы и не помнил о «добром самаритянине»,

если бы у него были только благие намерения.

У него также были и деньги.

Маргарет Тэтчер

Период 1973-1979 годов иногда называют «экономическим междувластием». Кейнсианская модель управления экономикой активно критиковалась, неолиберальные экономисты отстаивали идеи свободного рынка, но явно победить своих оппонентов еще не могли. В США и других странах Запада доминировала смешанная экономическая модель. Она сочетатала оба подхода, которые в условиях борьбы с кризисом с переменным успехом конкурировали между собой за реальные законы и действия.

Начало новой экономической эпохи связывают с приходом к власти в Великобритании правительства консерваторов под руководством Железной леди – премьер-министра Маргарет Тэтчер. Тэтчер стала первой женщиной на этом посту и в итоге – самым «долгоживущим премьер-министром» со времен Наполеоновских войск, продержавшись у власти 11 лет. На фоне чехарды премьер-министров Великобритании последнего десятилетия – феноменальный результат!

Интересный факт: прозвище Тэтчер получила благодаря публикации в газете «Красная звезда», которая называлась «Железная дама стращает». Так газета ответила на резкие нападки Тэтчер на политику СССР. Публикация вышла в 1976, когда Маргарет Тэтчер возглавляла Консервативную партию, находящуюся в оппозиции. Позже Железная дама трансформировалась в Железную леди. Это прозвище Тэтчер нравилось, и она нередко употребляла его в выступлениях.

Экономические воззрения Маргарет Тэтчер формировались под влиянием представителей неолиберального направления. Еще будучи лидером оппозиции, она активно взаимодействовала с Институтом экономических отношений, который был мозговым центром неолиберальных экономистов. Труды двух лидеров этого направления, Нобелевских лауреатов Фридриха фон Хайека и Милтона Фридмана стали для нее основой при формировании экономической политики.

Первый срок для правительства Маргарет Тэтчер оказался самым сложным. Радикальные реформы, которые железной рукой проводила премьер-министр, вызвали недовольство в самых разных слоях населения Великобритания. А вот быстрых положительных результатов, что естественно, не было. Через два года после прихода к власти правительство Тэтчер стало самым непопулярным со времен Второй мировой войны. Его работой были недовольны 70% жителей страны.

Сразу после прихода к власти правительство Железной леди начало программу масштабной приватизации. Приватизации подлежали компании отрасли коммунальных услуг, в том числе обеспечивающие снабжение газом, водой и электричеством, сталеплавильные предприятия, авиакомпании, автомобильная промышленность и часть государственного жилья. В частные руки ушли British Petroleum, British Gas, British Telecom, British Airways, Rover и другие.

Масштабная приватизация сыграла неоднозначную роль. Модернизация убыточных приватизированных предприятий негативно влияла на безработицу, что не прибавляло популярности правительству и лично Железной леди. С другой стороны, акционерами приватизированных предприятий становились миллионы британцев. Это, впрочем, не сильно влияло на их уровень жизни, хотя впоследствии способствовало вовлечение простых англичан в игру на бирже.

В долгосрочной перспективе многие приватизированные предприятия после модернизации стали работать эффективнее, увеличилась производительность труда, что привело к снижению цен и обузданию инфляции. Но быстрых бонусов правительство от программы приватизации не получило.

Следующим кардинальным решением стала отмена валютного контроля, что сделало Лондон открытым для инвестиций из-за рубежа. Решение также привело к неоднозначным последствиям. Инвестиции позволили создавать перспективные высокотехнологичные компании, финансовая свобода помогла становлению Великобритании в качестве ведущей мировой финансовой державы. Однако высокие доходы на рынке финансовых услуг снижали привлекательность инвестиций в промышленность. В итоге иностранные инвестиции не смогли остановить промышленный спад.

Правительство Тэтчер поддерживало рост в финансовом секторе и сфере услуг в качестве компенсации негативных тенденций в промышленности. Это привело к формированию «капитализма казино» – так экономику Великобритании называли критики, которые справедливо утверждали, что спекуляции и финансовая торговля стали играть в экономике страны более важную роль, чем промышленное производство.

Практически все правление Тэтчер сопровождалось борьбой с профсоюзами и забастовочным движением. Основные забастовки проводили работники угольной промышленности, которые наиболее пострадали из-за закрытия нерентабельных предприятий. Угольные шахты, многие из которых были градообразующими предприятиями для меленьких городков, закрывались десятками. В итоге к концу третьего срока победу одержало правительство. Оно успешно сочетало жесткие меры подавления беспорядков во время забастовок и дискредитацию бастующих угольщиков в глазах английских обывателей.

Наиболее одиозными и раздражающими население стали действия правительства, направленные на сокращение расходов. Налоговая реформа, выполненная за счет снижения нагрузки на доходы богатых, привела к бюджетному дефициту. Ради борьбы с ним правительство не колеблясь сокращало дотации проблемным регионам, снижало расходы на ЖКХ, на социальную сферу, в частности на школьное и высшее образование. Из-за этого Маргарет Тэтчер стала первым послевоенным премьер-министром, выпускником Оксфордского университета, которому сообщество преподавателей университета отказалось присвоить статус почетного доктора.

Негативные процессы в экономики стали понемногу выправляться к концу первого срока правления Железной леди. Быстрая победа в военном конфликте с Аргентиной из-за Фолклендских островов и сопутствующий этому национальный подъем помогли Маргарет Тэтчер переизбраться в 1983 году. Дальнейший экономический подъем и уважение к железному характеру премьер-министра способствовали ее переизбранию на третий срок в 1987 году.

О характере Маргарет Тэтчер говорит один факт. Во время первого срока, в разгар критики правительственных реформ и падения доверия избирателей многие челны Консервативной партии предлагали изменить курс. На это Железная леди произнесла знаменитую фразу:

Поворачивайте, если хотите. Леди не поворачивает!

Маргарет Тэтчер многие ненавидели и мало кто любил. Но очень многие англичане ее уважали и уважают до сих пор. Во время специального опроса в 2002 году, который проводился в Великобритании, она вошла в число 100 величайших британцев, заняв наивысшую позицию из живущих на тот момент (шестнадцатую). В этом списке она опередила Пола Маккартни, Алана Тьюринга и королеву Викторию.

Несколько позже, в 1981 году к власти пришел 40-й президент США – Рональд Рейган. Политика, которую он проводил, находясь у власти до 1989 года, получила название рейганомика. Это безусловно можно считать признанием заслуг Рональда Рейгана, при всех спорах об успешности и последствиях экономической политики США в эти годы.

Пик проблем в экономике США пришелся на годы президентства Джеральда Форда (1974-1977) и Джимми Картера (1977-1981). Экономические решения в этот период были хаотичными, за ними не стояли твердые убеждения и приверженность конкретному экономическому направлению. В результате ни Форд, ни Картер не смогли даже смягчить кризис. В 1980 году уровень инфляции в США достиг 13,5%. Без работы остались более 8 млн. американцев. Почти треть населения оказалась за чертой бедности. ВВП в 1980 году сократился на 0,3%.

На президентских выборах 1980 года республиканец Рональд Рейган разгромил демократа Джимми Картера, победив в 44 штатах. Его избирательная компания проходила под лозунгами о снижении роли государства и возврате к традиционным американским ценностям, заложенным отцами-основателями США. Рейган постоянно подчеркивал стремление к свободе, индивидуализм и предпринимательский дух американской нации. Лозунги нашли отклик в сердцах американцев, и они выразили свою поддержку новому курсу.

Рейган описывал ситуацию, сложившуюся к началу его правления известной фразой «слишком много долларов и слишком мало товаров» и обещал постепенно и безболезненно вывести нацию из кризиса. Поэтому логично в основу экономической политики администрации Рейгана легла теория экономики предложения. Кейнсианская модель за счет государственного бюджета предполагала в первую очередь стимулировать спрос. Теория, взятая на вооружение правительством США, предполагала стимулировать предложение.

Главными инструментом для стимулирования предложения стало снижение налоговых ставок. В ходе налоговой реформы максимальная ставка подоходного налога для состоятельных людей была снижена сначала с 70% до 50% (для остальных — до 25%), а в 1986 году — до 28% (для остальных — до 15%). Снижались налоги на так называемые незаработанные доходы (акции, облигации, недвижимость, наследство и дары), а также налоги на прибыль корпораций.

Эти меры помогли сформировать и вывести на рынок около 3000 перспективных высокотехнологичных компаний. Многие пережили колоссальный рост и затем стали лидерами в новых отраслях. Cisco Systems, Dell, Microsoft, Novell, Oracle, Sun Microsystems – это далеко не полный перечень представителей ИТ-индустрии, которые получили путевку в жизнь благодаря налоговой реформе, проведенной администрацией Рейгана. Следствием стало создание множества новых рабочих мест для квалифицированных работников и доминирующее положение США в высокотехнологичных отраслях.

Налоговая реформа опиралась на рассуждения экономистов об оптимальных налоговых ставках. Суть рассуждений в следующем. При больших ставках у производителей падает интерес к ведению бизнеса, экономика сокращается, соответственно сокращается налогооблагаемая база и затем – количество собранных налогов. При очень маленьких ставках рост экономики и налогооблагаемой базы не компенсирует налоговые потери и количество налогов уменьшается. В предельных случаях (ставки 100% и 0%) количество собираемых налогов будет равно 0. Поэтому нужно установить такие ставки, чтобы количество собираемых налогов было максимальным.

В публичных выступлениях налоговая реформа, которую многие критиковали за приоритетные послабления для богатых, обосновывалась поиском именно такой правильной ставки. Однако надежды на сколь-нибудь значимое увеличение собираемых налогов не оправдались, и это считают одним из провалов рейганомики.

Вторым важнейшим инструментов стали отказ от избыточного регулирования экономики и отмена многочисленных бюрократических препятствий для предпринимательств, которые государство накопило в предыдущие десятилетия. Был упразднен контроль за уровнем минимальной зарплаты, ослаблены стандарты по безопасности транспортных перевозок и экономии топлива, снизились требования к очистке воды и воздуха для предприятий и др. Безусловно это так же сыграло положительную роль в преодолении рецессии и выходе на устойчивый экономический рост.

Дерегулирование затронуло и финансовую сферу. Банки и иные финансовые учреждения США получили гораздо больше свободы. Вместе с высокими учетными ставками, которые действовали в первый срок правления Рейгана, это привлекало иностранный капитал и способствовало становлению финансового капитализма. Его суть проста – прибыль получается не за счет добавленной стоимости при производстве товаров, а за счет доходов от различных финансовых операций, в том числе за счет финансовых спекуляций.

Третьим китом рейганомики считается жесткая политика сокращения государственных расходов. Однако она носила противоречивый характер. Безжалостно сокращались расходы на социальные нужны – помощь нуждающимся, расходы на образование. При Рейгане были закрыты или переведены в ведомство штатов более 40 социальных федеральных программ. В то же время в первый срок президентства Рейгана резко выросли расходы на военные нужды, целесообразность которых подогревалось жесткой критикой Империи зла – Советского Союза. Только после прихода к власти Михаила Горбачева риторика стала меняться и мир снова заговорил о разрядке.

США при Рейгане провозгласили и, главное, обосновали отказ от «государства всеобщего благоденствия», идея которого была популярна на Западе в золотой век капитализма. Благоденствие – это результат предпринимательской инициативы и напряженной работы, а не социальные дары тем, кто не хочет работать. «Бродяжничество – это выбор человека», – так любил повторять 40-й президент США.

Четвертый китом рейганомики стала борьба с инфляцией. В конце президентского срока Джимми Картера председателем ФРС стал Пол Волкер. Сразу после назначения в конце 1979 года он инициировал резкое повышение учетной ставки. Его политику поддержала администрация Рейгана. Ставку поднимали несколько раз и в 1981 году она достигла 20%. Позднее ставку опустили до 8%.

Политика «дорогих денег» привела к неоднозначным результатам. Инфляцию удалось обуздать, и к концу правления Рейгана она опустилась до 4,5%. Но период «очень дорогих денег» в первый срок правления Рейгана привел к тяжелой ситуации для многих традиционных производств. Ржавый пояс США (штаты Среднего Запада и восточного побережья США) продолжал приходить в упадок. Высокие ставки привлекли в США иностранных инвесторов, но инвестиции доставались финансовому сектору, сфере услуг и новым высокотехнологичным компаниям.

О последствиях неолиберальной экономической политики, которую жестко проводили Маргарет Тэтчер и Рональд Рейган, споры идут до сих пор. Оценки колеблются в пределах от восторженно-благоговейных до уничижительно-критических. И те, и другие читатель легко найдет в интернете. Мы же отметим четыре момента.

Маргарет Тэтчер и Рональд Рейган (которые, кстати были друзьями и единомышленниками) – это яркие политики, имевшие четкую идеологическую позицию и план действий, готовые свою позицию и свои действия бескомпромиссно отстаивать. Этим они отличаются от подавляющего большинства современных западных политиков.

США стали мировым технологическим лидером и, сделав ставку на развитие цифровых технологий, надолго обеспечили себе доминирующую роль в постиндустриальном глобальном мире. США и Великобритания стали главными мировыми финансовыми центрами, что позволило им непосредственно влиять на глобальную экономическую повестку во всех уголках Земли.

США и особенно Великобритания начали постепенно отказываться от статуса великих индустриальных держав, делегируя эту роль экономическим лидерам восточноазиатского региона. Насколько эта ставка была правильной, миру еще предстоит узнать.

Маргарет Тэтчер и Рональд Рейган «задушили в объятиях» недалекого Горбачева и одряхлевший СССР, способствовали его развалу и дали возможность западным странам воспользоваться плодами разрушения социалистического лагеря.

Вопрос для любознательных. Приход к власти и правление Тэтчер и Рейгана – это закономерность или историческая случайность?

поделиться в: