Всегда выбирайте самый трудный путь –
на нем вы не встретите конкурентов.
Шарль де Голль
К началу 1970-х годов золотой век капитализма подошел к концу. И одной из основных причин полагают проблемы, которые возникли в мировой валютной системе, принятой в Бреттон-Вудсе. Для стран-участников становилось очевидным, что привязка их валют к золоту сдерживает рост денежной массы и, соответственно, рост экономики.
В 1967 году была проведена девальвация британского фунта стерлингов – золотое содержание в нем было понижено на 14,3%. Вслед за Великобританией еще 25 стран (торговые партнеры Лондона) провели девальвации своих валют в разных пропорциях. В 1969 году Франция девальвировала свой франк, понизив золотое содержание в нем на 11,1%). Одновременно были девальвированы валюты 14 стран Африки (торговых партнеров Франции).
В мае 1971 года по настоянию США были введены плавающие курсы для некоторых европейских валют, что привело к скрытой девальвации доллара. Например, по отношению к марке ФРГ и гульдену Нидерландов он обесценился на 6-8%.
Эти косметические меры проблемы сглаживали, но не решали.
Франция под руководством Шарля де Голля первой (и единственной) смогла поменять у США значительную часть своих долларовых запасов на золото. Подобные намерения стали высказывать другие страны. В итоге в августе 1971 года президент США Ричард Никсон объявил о прекращении обмена долларов на золото. Он утверждал, что это временная мера, но все понимали – дороги назад нет. Увеличение содержания золота в долларе США сначала до 38 долларов за унцию (1971 год), потом до 42 долларов (1973 год) походило на латание трещин в разрушающейся плотине.
Страны-участники стали переходить на свободный плавающий курс для своих национальных валют. Первыми в 1971 году это сделали страны Западной Европы и Япония. В 1973 году к плавающему курсу перешли последние страны-члены МВФ. Бреттон-Вудская валютная система фактически перестала существовать.
Политики и экономисты с начала 1970-х годов понимали, что существующая мировая валютная система вступает в системный кризис. Помимо тактических действий по латанию дыр, мировые финансовые элиты приступили к консультациям о путях ее коренной модернизации. С 1972 года началась подготовка проекта реформы мировой валютной системы, которая продолжалась до конца 1975 года. Подготовка велась международной группой экспертов в рамках МВФ, причем в условиях повышенной секретности.
Подготовка проекта реформы завершилась, и в январе 1976 года на Ямайке была проведена международная валютно-финансовая конференция стран-членов МВФ, где проект обсуждался и были приняты решения. Кроме документа, содержащего описание предлагаемой реформы были подготовлены поправки к Уставу МВФ.
На переход к новой мировой валютной системе понадобилось еще два года. Официальной датой прекращения действия договоренностей, принятых в Бреттон-Вудсе, стал апрель 1978 года. К этому времени необходимое количество стран-членов МВФ ратифицировали поправки к Уставу, и он вступили в силу. Произошел окончательный переход к Ямайской валютной системе, которая существует до сих пор. При этом после развала СССР и социалистического лагеря количество членов МВФ существенно выросло, и Ямайская валютная системе сегодня охватывает практически весь мир.
Что же предложили эксперты МВФ странам-участникам?
Понятно, что главное решение – это отказ от золотого стандарта. Это подразумевало отмену официальной цены золота. Ни одна национальная валюта, в том числе доллар США, больше не имели золотого содержания. Отказ США от обмена долларов на золото был юридически закреплен и узаконен. Золото низводилось на один уровень с другими металлами, его можно было продавать и покупать по цене, которую устанавливал рынок. Данное изменение является краеугольным камнем Ямайской валютной системы.
Простого отказа от золотого стандарта было недостаточно. Для предотвращения хаоса в международных финансовых расчетах и мировой торговле что-то должно было прийти ему на смену. Авторы реформы предложили два механизма.
Первый – это формирование пула резервных валют, которые можно было использовать в расчетах между странами. При ратификации решений Ямайской конференции в пул входили валюты 16 стран. В 1981 году их число сократили, и к резервным валютам стали относиться только американский доллар, британский фунт стерлингов, швейцарский франк, японская йена, французский франк и немецкая марка. Позднее, когда Европейский союз в 1999 году ввел в обиход евро, новая валюта заменила французский франк и немецкую марку. Сегодня к резервным валютам также относят китайский юань, канадский и австралийский доллары.
Резервная валюта – это общепризнанная в мире национальная валюта, которая накапливается центральными банками иных стран в валютных резервах. Она выполняет функцию инвестиционного актива, используется при необходимости как средство проведения валютных интервенций, а также для проведения международных расчётов.
Формально в решениях Ямайской конференции все резервные валюты были уравнены. По факту же американский доллар, как и прежде, оставался главным средством для международных расчетов и главным финансовым инструментом для формирования национальных валютных резервов. Только теперь Федеральная резервная система США отключила «золотой тормоз» на своем печатном станке. Необходимость согласовывать объем выпущенных долларов с имеющимся золотым запасом исчезла.
Тактически США получили колоссальное преимущество – возможность приобретать реальные продукты и услуги за напечатанные «бумажки». Стратегически они открыли ящик Пандоры, трансформируя промышленный капитализм золотого века в финансовый капитализм, который с успехом учился «делать деньги из воздуха». Чем это все закончится для мировой экономики, еще предстоит узнать. Похоже, финансовый кризис 2008 года – это была увертюра первой скрипки. Оркестр ждет своей очереди.
Но вернемся к реформе, предложенной на Ямайке.
Вторым механизмом, замещающим золотой стандарт, стал новый вид международного платежного средства – СДР (SDR – Special Drawing Rights, специальные права заимствования). Это специальная наднациональная расчетная единица, используемая только в безналичных международных расчетах. МВФ ввел ее в конце 1960-х годов как дополнительный инструмент для международных финансовых расчетов. В начале 70-х годов объем эмиссии СДР составил немногим более 9 млрд единиц (по началу 1 СДР = 1 доллар США). Каждая страна-участник получила на свой счет количество СДР, пропорциональное ее доле в уставном фонде МВФ.
Идея была красивая – заменить физическое золото виртуальным финансовым инструментом. Однако время показало, что надеждам не суждено было сбыться. Для замещения доллара в международных расчетах было необходимо увеличить эмиссию СДР на несколько порядков. Сделано это не было, и, хотя данный механизм используется до сих пор, по объемам он значительно уступает резервным валютам.
Отказ от золотого стандарта сопровождался массированной кампанией в СМИ, в которой активное участие принимали уважаемые профессора экономики. Золото называлось «пережитком варварства» а его накопление всячески высмеивалось. Но при этом США не желали расставаться с «пережитком варварства». Его запас более полувека остается почти неизменным на уровне более 8 тысяч тонн.
Кроме механизмов, замещающих золотой стандарт, Ямайская валютная система узаконила еще несколько важных изменений, касающихся финансовой политики стран-участников.
Странам предоставлялось право выбора режима формирования курса национальной валюты. Они могли самостоятельно решать, каким будет курс их валют – свободно конвертируемым, плавающим в рамках коридора или твердо привязанным к другой валюте или к корзине валют. Центральные банки стран больше не обязаны были поддерживать фиксированные курсы валют, как это предусматривала Бреттон-Вудская валютная система.
Последующая практика показала, что большинство стран выбрали плавающий курс национальной валюты, при котором стоимость валюты определяется спросом и предложением.
Поправки в Устав МВФ предусматривали расширение возможности проведения независимой внутренней денежной политики центральными банками стран-участников. Центробанки не обязаны были теперь вмешиваться в работу валютных рынков для поддержания фиксированного паритета своей валюты. Однако они по собственному усмотрению могли осуществлять валютные интервенции для стабилизации курса национальной валюты.
В то же время в новой валютной системе повышалась роль международных финансовых организаций – МВФ и Всемирного банка. Выдача кредитов странам обуславливалась более жесткими требованиями. В первую очередь они были связаны с отходом от кейнсианской модели управления экономикой к неолиберальной. Для получения кредитов страна должна была минимизировать участие государства в национальной экономике. К чему это привело – следующая история.
Кризис Бреттон-Вудской валютной системы в конце 1960-х годов был одной из причин окончания золотого века капитализма. Второй причиной стал нефтяной кризис 1973 года.
Кризис (также известен под названием «нефтяное эмбарго») начался 17 октября. В этот день все арабские страны – члены ОПЕК, а также Египет и Сирия заявили, что они не будут поставлять нефть странам, поддержавшим Израиль в ходе Войны Судного дня. Это касалось прежде всего США, Великобритании, Канады, Японии и некоторых стран Западной Европы.
Цена на нефть стремительно поднялась с трёх до двенадцати долларов за баррель. Да, были когда-то и такие «смешные» цены, но здесь важна динамика – быстрое увеличение цены в четыре раза. Можно представить, что будет с мировой экономикой сегодня, если цены на нефть за год вырастут с 70 долларов до 300.
Уже с конца 1960-х годов во многих странах показатели инфляции медленно ползли вверх, теперь же из-за нефтяного кризиса они просто взлетели. И главное – ближайшие несколько лет характеризовались стагфляцией. Этот новый термин означал явление, нарушившее вековую закономерность в экономике, которая утверждала, что цены падают при рецессии и растут во время бума. Теперь экономика падала, а цены быстро росли – в некоторых странах на 10, 15 или даже 25 процентов в год.
Кризис оказался разрушительным для всех стран, подвергшихся нефтяному эмбарго. Но в самой тяжелой ситуации оказались США. Во-первых, кризиса никто не ожидал, а за 25 лет золотого века американские домохозяйства привыкли к достатку и стабильности. Во-вторых, кризис нарушил повседневный быт жителей США, так как большинство американцев не представляло себе полноценное существование без автомобиля. В результате кризиса в стране возник острый дефицит бензина, к заправкам стали выстраиваться многочасовые очереди, а цена топлива, даже если оно и появлялось, стремительно росла.
К таким переменам американцы оказались не готовы.
Повышение закупочных цен на нефть повлекло за собой рост цен на промышленные товары и перевозки. На нефтяном рынке начались различного рода спекуляции, связанные с нефтепродуктами, что только усугубляло ситуацию. Так в середине 1974 года в США специальная комиссия опубликовала доклад с результатами расследования действий 20 нефтеперерабатывающих компаний. Комиссия установила, что компании сознательно предпринимали шаги для еще большего взвинчивания цен.
То, что в одно мгновение нефть превратилась из дешёвого товара в дорогой, не только кардинально изменило образ жизни людей в странах Запада. Это в итоге привело к изменению роли государства, корректировались направления научно-технического прогресса, менялась значимость различных отраслей экономики, пересматривались география и структура международных торговых потоков.
Однако нефтяной шок стал не столько первопричиной, сколько катализатором перемен. Эпоха послевоенного экономического роста, основанного на экстенсивном промышленном развитии и потребительском буме, в любом случае была близка к завершению.
К началу 1970-х годов противоречия в экономическом развитии ведущих капиталистических стран достигли критического уровня. Трещала по швам Бреттон-Вудская валютная система. Социальные расходы увеличивались, а производительность труда не росла. Происходил переход ведущих экономик мира от индустриального в постиндустриальный мир, что требовало новых подходов к управлению экономикой. В обществе накапливалось социальное напряжение, либерализация общественной жизни способствовала активизации массовых протестов. В США они были направлены против бесславной войны во Вьетнаме, во Франции привели к отставке президента Шарля де Голля.
Нужен был виноватый, и им стала кейнсианская модель. Вмешательство государства в экономику подвергалось повсеместной критике. Надежды на быстрое восстановление стали связывать с неолиберальным курсом, который во главу угла ставил механизмы свободного рынка. Маститые профессора экономики во главе с Нобелевскими лауреатами подводили под новый курс теоретическую базу.
Экономика стран Запада к концу 1970-х годов с обновленными лозунгами о невидимой руке рынка заходила на новый виток своего развития. В США зарождалось то, что потом назвали рейгономикой.
Вопрос для любознательных. Какая валютная система – Бреттон-Вудская или Ямайская – оказалась для США более выгодной?
